Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе; их способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых терминов, понятий, финансовых рисков, обладание навыками, мотивацией и уверенностью, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
6. Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; проявлять заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовая база
- Приказ Рособрнадзора N 590, Мин. Просвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
- Письмо Министерства Образования и науки КЧР №5461 от 22.09.2021 г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Документы образовательного учреждения
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
- Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности
- Банк заданий PISA
- Мастер-классы PISA
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
- Функциональная грамотность для педагога
Полезные ресурсы
- Примеры заданий по математической грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы