Информационная безопасность
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
• целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
• конфиденциальность информации;
доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в МКОУ Сортавальского МО РК СОШ № 7 являются:
• Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
• Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
• Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
• Информирование родителей по вопросам информационной безопасности.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
1) В образовательные программы начального, основного и среднего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет.
2) Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации.
3) Проводятся занятия с обучающимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете».
4) 100% установка в образовательном учреждении программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика,
5) 100% обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика.
6) 100% обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет.
7) Выход обучающихся в Интернет на уроках информатики в присутствии педагога.
8) Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении.
9) Информационное просвещение участников образовательного процесса и родителей о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Нормативное регулирование
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
(далее - Федеральный закон № 436-ФЗ) - Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационных сетях
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 15
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ1338/08
- Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет")
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности"
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
- Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161»Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
- Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р
- Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2011 года № АФ-12/07 вн
- Федеральный список экстремистских материалов/сайтов размещен на сайте Минюста РФ
- Порядок доступа работников МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №7 к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности
- Типовые правила использования сети Интернет в МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №7
- План мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся
Педагогическим работникам
- http://www.ligainternet.ru/ - Лиги безопасного Интернета.
- http://festival.1september.ru/articles/612789/ - Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
- http://www.nachalka.com/node/950 - Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://www.igra-internet.ru/ - онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf - учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработана специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ
- http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf - Интернет: возможности, компетенции, безопасность
- http://www.mindmeister.com/ru/12485180/ - схема «Безопасность детей в Интернете»
Обучающимся
Памятки для школьников:
- Как защититься от компьютерных вирусов
- Как безопасно пользоваться сетью Wi-Fi
- Как безопасно общаться в социальных сетях
- Как безопасно расплачиваться электронными деньгами
- Как безопасно пользоваться электронной почтой
- Как защититься от кибербуллинга
- Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом
- Как безопасно играть ONLINE
- Как защититься от фишинга
- Как защитить свою цифровую репутацию
- Что такое авторское право
- Как обезопасить свой аккаунт
- Презентация. Персональные данные. Урок 1
- Презентация. Персональные данные. Урок
Детские безопасные сайты
- http://www.nachalka.com/node/950 - Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://www.igra-internet.ru/ - онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.mindmeister.com/ru/12485180/ - схема «Безопасность детей в Интернете»
Классификатор информации, доступ к которой обучающимся ЗАПРЕЩЁН:
1. Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения: информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды; информация, пропагандирующая порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
2. Злоупотребление свободой СМИ /экстремизм: информация, содержащая публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающая терроризм, содержащая другие экстремистские материалы.
3. Злоупотребление свободой СМИ / наркотические средства: сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
4. Злоупотребление свободой СМИ / информация с ограниченным доступом: сведения о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения контртеррористической операции.
5. Злоупотребление свободой СМИ / скрытое воздействие: информация, содержащая скрытые вставки и иные технические способы воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
6. Экстремистские материалы или экстремистская деятельность (экстремизм):
а) экстремистские материалы, то есть предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
б) экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя деятельность по распространению материалов (произведений), содержащих хотя бы один из следующих признаков: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения; публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке; применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением.
7. Вредоносные программы: программы, заведомо приводящие к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы, системы, сети.
8. Преступления: клевета (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию); оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприлично форме); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ; незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов; публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; информация, направленная на пропаганду национальной, классовой, социальной Нетерпимости, а также пропаганду социального, расового, национального и религиозного неравенства; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.
9. Ненадлежащая реклама: информация, содержащая рекламу алкогольной продукции и табачных изделий.
10. Информация с ограниченным доступом: информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную специально охраняемую законом тайну.
Родителям
- Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
- АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет
1. Поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.
Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.
2. Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми.
Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе.
3. Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете.
Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать.
4. Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей.
Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в школе, кафе или библиотеке.
5. Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом.
В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных.
6. Проверьте возрастные ограничения.
Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье.
7. Научите детей ответственному поведению в Интернете.
Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения.
8. Посоветуйтесь с другими взрослыми.
Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и педагогов. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий.
9. Защитите свой компьютер и личные данные.
Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей.
10. Не останавливайтесь на достигнутом.
Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы.
В помощь родителям
Если родители недостаточно хорошо владеют компьютером и не уверены, что смогут всесторонне защитить своих детей от вредоносной информации или действий мошенников в Интернет, то у них есть возможность расширить свои знания на сайте:
ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
План мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся