Стремительные преобразования в различных сферах жизни нашей страны приводят к реформированию российской системы образования. В настоящее время стало уделяться большое внимание выявлению и поддержке наиболее одаренных и талантливых детей. Для этого в общеобразовательных учреждениях создаются научные общества, в которых такие учащиеся получают возможность общения со сверстниками, такими же, как и они, увлеченными решением современных задач в различных областях науки. Осуществление исследовательского поиска, участие школьников в конференциях различного уровня с представлением результатов собственной проектно-исследовательской деятельности, способствует реализации школьниками личностного потенциала, а также решению таких задач модернизации образования, как: переориентация деятельности образовательных учреждений на развитие личностиобучающегося, его познавательных и созидательных возможностей; обеспечение педагогической поддержки одаренных детей.
Положение о научном обществе обучающихся 1. Общие положения научного общества обучающихся 1.1. Научное общество обучающихся (НОО) муниципального казённого общеобразовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия СОШ № 7 создаётся с целью формирования личности школьника, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении. 1.2.НОО муниципального казённого общеобразовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия СОШ № 7 действует с октября 2012 года. 1.3. НОО являетсядобровольным объединением школьников, стремящихся совершенствовать свой образовательный уровень в различных областях науки, техники, культуры, повышать собственный интеллектуальный потенциал, развивать творческое мышление, приобретать умения и навыки проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности под руководством творческих, методически грамотных педагогов. 1.4. НОО выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний. 1.5.Деятельность НОО осуществляется на основе настоящего Положения. 1.6. Положение рассматривается на заседании научного общества и принимается общим собранием членов НОО.
2. Цели научного общества обучающихся 2.1. Расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки. 2.2. Выявление наиболее одаренных обучающихся в разных областях науки и создание условий для развития их познавательных интересов и творческих способностей. 2.3. Активное включение обучающихся ОУ в процесс самообразования и саморазвития. 2.4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки
Основная цель: Формирование личности школьника, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении.
3. Задачи научного общества обучающихся Для достижения поставленных целей НОО ставит перед собой следующие задачи:
3.1. Формирование школьного интеллектуального сообщества со своими традициями.
3.2. Создание условий, способствующих выявлению, раскрытию и стимулированию интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности.
3.3. Становление сферы предметного общения внутри ученического коллектива, активизирующей знание предметов, входящих в базисный учебный план, и стимулирующей самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся.
3.4. Ознакомление с методами и приёмами научных исследований и их практическое применение.
3.5. Формирование творческого мышления, умения самостоятельно работать с литературой.
3.6. Овладение обучающимися искусством дискуссии, ораторства.
3.7. Формирование у школьников осознанного восприятия науки в качестве одного из атрибутов и значимой ценности современной цивилизации.
3.8. Профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательного учреждения.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
- информационный уровень - получение обучающимися новых знаний;
- эмоциональный уровень - осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира;
- нравственно-психологический уровень - осознание своей личности через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.
4. Содержание и формы работы научного общества обучающихся 4.1. Началу работы НОО предшествует деятельность педагогов по выявлению способностей и интересов обучающихся, развитию их, и, на этой основе, вовлечению в работу в рамках НОО. 4.2. Занятия членов НОО проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов. 4.3. По итогам работы НОО проводится научно-практическая конференции (1 раз в год) с целью: - развития познавательных интересов и творчества обучающихся, развития кругозора в различных областях знаний, привития навыков самостоятельной работы; - вовлечения обучающихся в научный поиск стимулирования активного участия в научно-исследовательской жизни своей страны; - профессионального самоопределения и ранней профессиональной ориентации.
5. Основные формы работы
- групповая;
- индивидуальная.
Формы работы НОУ зависят от условий, в которых работает общеобразовательное учреждение, традиций, материальной базы, возможностей педагогического коллектива, уровня взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
6. Содержание работы 6.1. Содружество педагогов и обучающихся. 6.2. Осуществление информационно-методической деятельности, направленной на всестороннее развитие научного творчества обучающихся. 6.3. Разработка системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп обучающихся. 6.4. Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями, вузами и родителями обучающихся для выявления и воспитания одаренных детей. 6.5. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность способных обучающихся в соответствии с их научными интересами, которое должно быть построено таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью.
7. Принципы работы научного общества обучающихся 7.1. Принципинтегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные в НОО, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы. 7.2. Принципнепрерывности - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных руководителей. 7.3. Принципмежпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Ведущий принцип в организации и непосредственной работе НОО: Индивидуализация, проявляющаяся в самостоятельной работе с источниками, литературой, в ходе проведения эксперимента, написания проектно-исследовательской работы.
8.Членство в научного общества обучающихся
8.1. Членами НОО являются:
- обучающиеся, изъявившие желание активно участвовать в работе одной- двух секций общества;
- обучающиеся, занимающиеся в кружках по направлениям НОО;
- обучающиеся, активно участвующие в олимпиадах, предметных неделях, вечерах и других мероприятиях в рамках НОО с проектами по направлениям НОО;
- способные и одарённые дети, работающие над проектами по направлениям НОО;
- педагоги, руководители кружков, секций, которые являются научными руководителями проектов и других творческих работ.
8.2. Члены НОО имеют право:
- работать в 1-2 творческих группах;
- выбрать тему в соответствии со своими интересами;
- выбрать форму выполнения научной работы; - иметь научного руководителя; - регулярную получать методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов ученической исследовательской работы; - использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения; - свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом; - получать отзыв о своей творческой работе от ученического совета и научного руководителя; - публиковать результаты своей исследовательскойработы в печатных органах школы; - принимать участие в секционных и общих конференциях, в работе общего собрания общества; - за активную работу и достигнутые творческие успехи члены НОО могут быть представлены и награждены грамотами, дипломами, поощрительными призами; - избирать и быть избранными в Совет НОО; - добровольно выйти из состава НОО.
8.3. Члены НОО обязаны:
- активно работать в 1-2 творческих группах, участвовать в конференциях;
- систематически повышать свой общекультурный и учебно-исследовательский уровень;
- самостоятельно углублять знания в избранной области науки, техники, искусства;
- выполнять исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
- соблюдать график работ в соответствии с рабочей программой исследования;
- пропагандировать работу НОО, распространять полученные знания и навыки;
- регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей области;
- отчитываться о своей работе в творческой группе;
- защищать интересы школы на районных, областных и других конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- соблюдать полную сохранность и бережное использование материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.п.).
- быть примером высокой культуры;
- строго выполнять требования к оформлению научной работы.
9. Руководящие органы научного общества обучающихся 9.1. Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раз в год: - для определения задач на новый учебный год, утверждения планов проектной деятельности; - для подведения итогов за отчётный период, принятия документов и решений по деятельности НОО. 9.2. В период между собраниями деятельностью НОО руководит ученический совет, избираемый общим собранием сроком на один год. Из своего состава Совет выбирает председателя. Совет НОО решает организационные вопросы, оказывает помощь в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, экскурсий, собраний, взаимодействует с другими образовательными учреждениями. 9.3.Заседание Совета НОО – 1 раз в четверть. 9.4. Совет работает под руководством руководителя НОО.
10. Структура научного общества обучающихся НОО состоит из творческих групп обучающихся, объединенных в секции, сформированные при всех учебных дисциплинах основных направлений школы: физико-математическое (математика, физика, информатика), гуманитарное (русский язык, иностранный язык, история, литература, обществознание), естественно-прикладное (химия, биология, технология, изобразительное искусство, физическая культура, география, ОБЖ), начальная школа (начальные классы).
11. Материально-техническая база научного общества обучающихся Научное общество обучающихся пользуется материально-техническойбазой школы, в которуювходят: лаборатории, кабинеты, библиотека, множительная техника, компьютерная техника.
12. Планирование работы научного общества обучающихся Эффективность деятельности НОО зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью обучающихся и насколько целесообразно планирование работы.